УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других детей.
Берегите ребёнка!
1. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
2. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
3. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
4. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
5. Из транспорта всегда выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
6. Привлекайте ребёнка к участию в Ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и так далее.
7. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
8. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице не принесут желаемых результатов, если не будет тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с родителями, личного примера взрослых и постоянного закрепления полученных представлений.
Ребёнок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничего так не влечёт малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Ребёнку необходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Ещё до того, как идти в школу, необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара, как вести себя на остановках общественного транспорта, в транспорте, где и как можно играть.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. У дошкольников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.
Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь игру с мячом. Возрастные особенности дошкольников, несомненно, влияют на поведение детей на улицах и дорогах. В пяти-шестилетнем возрасте ребёнок боковым зрением видит примерно две трети того, что видят взрослые, так как он имеет довольно ограниченный угол зрения. Зачастую дошкольник не может верно, определить, что движется быстрее: велосипед или автомобиль. Им сложно правильно распределить внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, который покатился на дорогу, для ребёнка сию минуту важнее всего на свете и может занять всё его внимание. Только с семи лет дети могут более точно отличить правую сторону дороги от левой. И уже с восьми лет они наполовину могут считаться опытными пешеходами, но по-прежнему не могут распознать полные опасностей ситуации на дороге.
Следует учить детей переходить дорогу аккуратно, внимательно и быстро. Довольно часто дети роняют свою ручную поклажу — игрушки, сумки, билетики, и часто это происходит на дороге. Упавшую при переходе через дорогу вещь поднимать довольно опасно, и ребёнок должен осознавать это. Пусть один раз придётся оставить любимого пластикового медвежонка среди машин, объяснив, что в будущем вещь нужно либо крепко держать, либо передать на «временное хранение» старшим. И, конечно же, всегда нужно напоминать малышу о том, что дорога (пешеходный переход, остановка транспорта) — не место для игр.
Ребёнок должен знать, что переходить дорогу можно по пешеходной зебре, в особо опасных для перехода местах есть либо подземные, либо надземные переходы. Нельзя переходить дорогу в местах с плохим обзором местности. А в случае особо неудобного перехода лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Учите детей наблюдать. Используйте для этого каждый удобный случай пребывания с ребёнком на улице и в общественном транспорте.
Вот основные правила дорожного движения:
- не спешите, переходите дорогу размеренным шагом;
- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать, при переходе дороги необходимо сосредоточиться;
- не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;
- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;
- не играйте рядом с проезжей частью;
- не катайтесь на велосипеде в неустановленных местах;
- гуляйте только по тротуару.
Вы с ребёнком вышли собираетесь проехать в общественном транспорте несколько остановок.
Обратите внимание на следующие правила:
- автобус приближается к остановке, и до полного прекращения движения к нему подходить не следует, так как можно оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров;
- зона остановки — опасное для ребёнка место, так как стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам;
- при поездке в автобусе необходима осторожность. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации, поэтому в транспорте ребёнку необходимо сидеть или занимать устойчивое положение;
- первыми из автобуса должны выйти взрослые и принять ребёнка, в противном случае он может упасть или побежать на проезжую часть дороги;
- не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, дома, не осмотрев предварительно дорогу .
ИЗЛИШНЕ говорить, какое важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении детей правилам дорожного движения (ПДД).
Для закрепления представлений и умений детей правильно ориентироваться в той или иной дорожной ситуации важно, чтобы обучающиеся сами выполняли определённый комплекс заданий в виде забавной игры, упражнений, конкретной работы, которые, дополняя теоретические занятия, стали бы своеобразной их иллюстрацией. При этом обязательным условием является многократное, в различных формах повторение действий, имитирующих поведение на улице, с тем, чтобы выработать у детей привычку соблюдения правил. Организовать эти действия можно: в помещении группы, дома (рисование, лепка, вырезание из картона и т.п.); во дворе на специально отведённой площадке с нанесённой на асфальте разметкой, копирующей, к примеру, оживлённый перекрёсток, который дети будут пересекать в роли водителей грузовиков либо пешеходов или велосипедистов; в автогородке, оборудованном необходимыми дорожными знаками, указателями и светофорами; на улице или дороге (для закрепления пройденного материала). Здесь дети могут обнаружить ошибки участников движения, понять их причины и усвоить элементарные меры безопасности и предосторожности.
Знать и соблюдать ПДД нужно каждому, так же, как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни.
Обучать детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. К трём годам жизни у них необходимо формировать представление об окружающем пространстве и развивать навыки ориентировки в нём, знакомить с некоторыми видами транспорта и частями автомобиля, со светофором и светоотражающими элементами.
Важнейшую роль в ознакомлении малышей с первыми сведениями о дорожном движении необходимо отводить прогулкам, во время которых дети с большим удовольствием будут наблюдать за движением транспорта: грузовых и легковых автомобилей, автобусов. Наблюдая за транспортом можно учить ребенка различать и называть части автомобиля: колёса, двери, кузов, руль, кабина, прицеп.
У детей четырёх-пяти лет необходимо формировать представление о сигналах светофора, расширять навыки ориентировки в окружающем пространстве, учить различать проезжую часть улицы, тротуар, а также знакомить с такими понятиями, как «улица», «дорога», «перекрёсток», «проезжая часть», «тротуар», с различными средствами передвижения, работой водителя, с правилами поведения пешеходов.
Большое место в ознакомлении детей четвёртого года жизни со многими правилами дорожного движения отводится прогулке. Дети могут наблюдать за транспортом, за движением пешеходов. Важно не только самому взрослому рассказывать во время наблюдения, но и просить ребенка отвечать на вопросы, вспоминать, как они идут со взрослыми в детский сад, в магазин.
Работу с детьми шести лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы представления, полученные на занятиях, прогулках, экскурсиях в дошкольном учреждении стали прочными и с успехом применялись будущими школьниками. В этом возрасте необходимо закреплять, расширять и углублять представления о ПДД, полученные раньше. По-прежнему можно проводить наблюдения за движением транспорта, пешеходов, за работой водителя, за сигналами светофора. В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять знания детей о работниках ГАИ, продолжать знакомство с назначением дорожных знаков, со светоотражающими элементами, с различными ситуациями на дорогах. Ребят необходимо учить правильному поведению в общественном транспорте.