Как предотвратить сексуальное насилие в отношении детей?
Наше понимание эффективной профилактики сексуального насилия основано на простом факте: если дети и подростки чувствуют себя свободными, защищёнными и сильными, то они реже подвергаются сексуальному насилию и/или имеют лучший доступ к своевременной помощи.
Невзирая на это, вся ответственность в ситуации сексуального домогательства или насилия над детьми и подростками в любом случае лежит на нас, взрослых. Кроме того, именно мы можем научить детей правильно реагировать в таких ситуациях. Поэтому мы все обязаны хорошо представлять, что такое сексуальное насилие над детьми и как ему можно противостоять.
Чаще всего насильниками являются мужчины – члены семьи или знакомые ребёнка, и такого рода насилие всегда связано с секретностью, тайной. Тот факт, что знакомый, близкий или даже родной человек может использовать свою власть для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, вызывает у пострадавших детей и подростков целую бурю противоречивых чувств.
Не существует единственно верного рецепта против данного вида эксплуатации детей. Но есть методы, которые могут поддержать детей и подростков в подобной ситуации и придать им сил среди бури чувств и эмоций.
Профилактика сексуального насилия в отношении детей и подростков – это не инструкции, предупреждения или запреты, а выстраивание открытых, безопасных и уважительных отношений с детьми.
Несмотря на беспокойство о безопасности ребёнка, необходимо учить детей независимости. Эффективная профилактика – это разговоры о различных видах нарушения личных границ, о том, как важно доверять своим ощущениям, искать и получать помощь, а также общий позитивный тон сексуального просвещения детей.
Но самое важное в профилактике насилия – это личный пример окружающих взрослых, их внимание к своим эмоциям и проговаривание своих чувств.
Различные области профилактики
Чувства
Умение распознать и доверять собственным чувствам имеет очень важное значение для выстраивания общения с людьми и способности защитить себя. Стать взрослыми – это не значит научиться справляться со своими чувствами, это значит научиться распознавать и называть огромное количество разнообразных, перепутанных и противоречивых чувств. Очень важно уметь признавать и уважать не только собственные чувства, но и чувства других людей.
Сексуальное образование
Для того, чтобы дети и подростки воспринимали свои тела и сексуальность как что-то позитивное и прекрасное, что-то, что нужно беречь и защищать, необходимо обеспечить им адекватное половое воспитание в соответствующей возрасту форме. Дети должны знать термины, обозначающие различные части их тел и аспекты сексуальности, и не бояться их произнести, а также получать серьёзные и правдивые ответы на свои вопросы.
Тайны чудесные и тайны неприятные
Есть чудесные тайны, за которыми скрывается радость, а есть гнетущие, неприятные тайны, создающие страх и дискомфорт. Мы обсуждаем с детьми, что такие тайны, которые связаны со страхом и угрозами, – это не тайны, а шантаж, и что рассказать о них – это не предательство.
Умение ставить границы
Все люди имеют право на личные границы, право сказать «нет» быть при этом услышанными. Дети смотрят на нас и важно, чтобы мы, взрослые, ясно обозначали собственные границы и говорили об этом с детьми. Дети и подростки должны видеть перед собой пример того, что они могут сказать «нет», и это «нет» будет услышано.
Просить о помощи – это смело
Просить о помощи и поддержке – это не признак слабости, а совсем наоборот. И маленькие, и большие дети должны понимать, что они могут попросить о помощи и имеют право выбирать, к кому за этой помощью обратиться. Если ребенку не поверили, важно поговорить об этом и подсказать возможности, к кому ещё можно пойти. Это нормально, если ребёнок найдёт другого человека, которой сможет доверять.
Вся вина лежит только на тех, кто нарушает границы, запутывает и эксплуатирует других
Дети часто чувствуют себя виноватыми. Не только в тех случаях, когда взрослые им не верят или несправедливо обвиняют, но когда с ними происходит что-то «странное», «тайное» или «постыдное». Наша обязанность как взрослых людей – снять с детей этот груз вины и дать им понять, что они не виноваты, когда кто-то создаёт неприятную обстановку, прикасается к ним или разговаривает с ними так, как им не нравится.
Помощь в борьбе с навязанными ролями и ожиданиями
Дети получают информацию о том, как надо себя вести, от нас, взрослых, а так же из СМИ, из языка и визуальных образов, которые их окружают, – например, представление о том, что мальчикам нужно больше места, а девочки должны быть уступчивыми и прощающими. Важно, чтобы мы осознанно относились к такого рода моделям и учили детей выражать весь спектр эмоций и типов поведения. Рядом с нами есть дети, которые сильно страдают от такого якобы "нормального" поведения и сражаются против навязывания им гендерных стереотипов. Дети, которых игнорируют, сексуализируют или обижают сверстники и сверстницы, – это дети, которые просто хотят быть самими собой и нуждаются в нашей поддержке; ведь им понадобится так много смелости и сил, чтобы пройти свой собственный путь среди навязываемых в обществе норм и несправедливости.
Памятка для педагогов и родителей о половой неприкосновенности несовершеннолетних
Уважаемый взрослый!
Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;
- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- отсутствие целей и планов на будущее;
- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- пессимистическая оценка своих достижений;
- неуверенность в себе, снижение самооценки.
Перечисленные проблемы могут появиться в учебном заведении, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:
- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Не оставайтесь в стороне от чужой беды!!!
Информационные материалы "Мир станет лучше на нашей планете" смотреть