Человек, имеющий правильную осанку, голову и корпус непринуждённо держит прямо, его плечи слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги держатся ровно, колени выпрямлены.
Все взрослые мечтают о здоровых, сильных, ловких детях, но хорошее здоровье немыслимо без правильного физического развития, в том числе без правильной осанки.
Правильная осанка важна ребёнку не только с точки зрения внешней красоты, она нужна для нормального функционирования внутренних органов (сердца, лёгких, печени). Расправленная грудная клетка даёт возможность глубоко и ровно дышать, вентилировать лёгочную ткань, наполнять каждую альвеолу кислородом и обогащать им кровь.
Довольно часто существует ошибочное мнение, что если отец и мать сутулые, то ребёнок будет иметь этот же дефект. В жизни случается и так, что у стройных родителей вырастает ребёнок с плохой осанкой, и виноваты в этом только взрослые (медработники, родители, воспитатели), которые не занимались ребёнком, его физическим воспитанием.
А им надо заниматься с самого рождения ребёнка, опираясь на комплексы упражнений для детей всех возрастов, а детям первого года жизни необходим ещё массаж, так как правильная осанка не образуется сама по себе. В былые времена правильную осанку детям прививали с пелёнок. Няни и гувернантки строго следили, чтобы ребёнок не горбился, не сидел скособочившись, не опирался локтями на обеденный стол: на то и существует позвоночник, чтобы быть всему опорой,
Медработники дошкольных учреждений и детских консультаций должны быть носителями и пропагандистами физкультуры среди родителей и детей. Они должны объяснять родителям, как правильно с первого года жизни содержать ребёнка в кроватке, манеже, как правильно носить на руках и потом водить, когда он встанет на ножки.
Малыш должен постепенно осваивать основные движения: брать игрушку руками в 3 месяца, переворачиваться на живот в 4—5 месяцев, обязательно ползать на четвереньках с 6—7 месяцев, встать на ножки в 8—9 месяцев и делать первые самостоятельные шаги в 10—12 месяцев.
На всех этапах развития нужен внимательный и зоркий глаз взрослого и его своевременная помощь.
Такие, на первый взгляд, мелочи, как привычка сидеть боком, положив под себя ногу, стоять с опорой на одну ногу, носить всё время в одной руке тяжёлый портфель, нарушают правильное положение тела ребёнка и постепенно приводят к нарушению осанки.
Медработники должны следить за воспитанием правильной осанки у дошкольников, учитывая все режимные моменты детского учреждения, своевременно организовывать комплексные осмотры детей всеми специалистами, направлять в соответствующие учреждения на занятия корригирующей гимнастики или организовать их у себя на месте.
Обязательны воздушный режим с термометрией воздуха в групповых комнатах, физическая нагрузка в течение дня, закаливание и качественное питание. Детская мебель по росту — и ребёнок правильно сидит за столом: спина касается спинки стула, ножками он достаёт до пола, локти свободно лежат на столе.
Тугая, непровисающая постель с низкой подушкой, больше спать на спине — и уже это способствует формированию правильной осанки.
Рациональная одежда, соответствующая погоде и сезону, оптимальная температура в помещении, удобная обувь на ногах — не велика и не мала, с жёстким задником и каблучком-набойкой в 1—1,5 см, ни в коем случае не должна быть со стоптанным задником. Плохая обувь мешает правильным и красивым движениям на физкультурных и музыкальных занятиях, кроме того, стоптанные задники приводят к искривлению позвоночника.
Утренняя гигиеническая гимнастика и физкультурные занятия должны включать комплексы общеразвивающих упражнений, которые меняются каждые 2 недели и которые гармонично действуют на вес группы мышц и суставы.
В эти комплексы надо обязательно вводить ходьбу, бег, упражнения на профилактику и лечение плоскостопия, на формирование правильной осанки во время ходьбы и бега. Общеразвивающие упражнения должны включать в себя подтягивание, круговые движения корпуса, прогибания назад, приседания с прямой спиной, поднимание ног лёжа на спине, разгибание корпуса лёжа на животе, прыжки. Варианты комбинаций различны, а цель одна — тренирующее действие. Важно правильно научить детей дышать через нос во время физических упражнений и пения, на музыкальных занятиях соблюдать правильную осанку во время исполнения танцевальных движений и во время пения сидя на стульчиках.
Нарушение осанки у детей дошкольного возраста
Все родители должны твёрдо знать, что нарушение осанки легче предупредить, чем исправить.
-
Постель ребёнка должна быть жёсткой, подушка — маленькой и плоской.
-
Неправильно подобранная мебель, неправильная рабочая поза способствуют нарушению осанки.
-
Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от рабочей поверхности до глаз равнялось длине предплечья.
-
Необходимо, чтобы согнутая в локте рука сидящего за столом ребёнка находилась на уровне кромки стола.
-
Сидеть за столом необходимо прямо, положив оба локтя на стол. Высота стула должна равняться длине голени плюс два сантиметра на каблук при сохранении прямого угла в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Отрицательно влияет на здоровье и осанку неправильный режим дня. Необходимо чередовать различные виды деятельности — умственную работу с посильным физическим трудом и отдыхом.
Красивая походка и правильная осанка зависят от правильно подобранной обуви. Прежде всего она должна строго соответствовать размеру стопы по длине и ширине. Подошва должна быть жёсткой, 1—3 см. Неправильно подобранная обувь может привести к плоскостопию и другим деформациям стопы.
Для контроля осанки нужно стать спиной к стенке, чтобы затылок, колени, ягодицы, голени и пятки касались стены. Постоять в таком положении 15—20 секунд, затем, не меняя положения тела, отойти, походить и снова стать у стенки, проверяя, удалось ли сохранить принятое положение во время ходьбы. Повторять это упражнение нужно несколько раз в течение дня.
Для формирования правильной осанки полезно:
-
плавать: при сутулости — брассом; при кругловогнутой спине — любыми стилями; при боковом искривлении — брассом;
-
делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
-
носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками; не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке;
-
тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.
Вредно:
-
кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
-
ездить на самокате;
-
заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон), — могут возникнуть боковые искривления позвоночника; также плохи художественная и спортивная гимнастика — позвоночник становится чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на осанке;
-
подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
-
поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног; держать груз на вытянутых руках.